Духовное значение подвигов преподобного Кукши для Истории Православной Церкви

Каждый человек одинаково ценен в очах сотворившего небо и землю и все, что на них Господа, и каждый человек ожидаем Богом для постоянного с Ним духовного общения. Но, к великому огорчению, мало кто из людей отвечает Вселюбящему Создателю хотя бы маломальской взаимностью. Отвечают ему должным образом лишь те, кого Церковь именует угодниками Божиими и святыми. Именно их жизнь, их чувства, мысли, поступки, ориентиры, их опыт и подвиги во спасение являются образцом для христиан, и обогащают Историю Святой Церкви.

Для возможно более объективной оценки подвига жизни одного из таких Божиих угодников – нашего великого святого, схиигумена Кукши, рассмотрим преподобнические труды и духовные свершения этого славного подвижника, опираясь на различные определения понятия «церкви».

Как известно, само это слово происходит от латинского circus – «круг», греческого kuriakh – «дом Господень», а в Ветхом Завете звучало как еврейское kahal в значении «собрания или общества званных». В собственно христианском понимании Церковью именуется общество лиц, услышавших призыв Господа к спасению и последовавших этому призыву, становясь званными и и́збранными. Соответственно словосочетание «общество и́збранных», в отличие от неверующих во Христа сообществ, означает уверовавших в Него и всецело избравших для себя путь к спасению.

Святой Кукша, родившийся в далеком 1875 году, и, перешедший в блаженную Вечность в уже не так отдаленном от нас году 1964-м, не был для среды святых уникален. И, как и многие-многие другие преподобные до него, после него и в его время, уже в детстве был явно призван к чистоте и правде, вкусил своей неразвращенной и целомудренной душей сладость воцерковленной духовной жизни, стал опытно приобретать навык молитвенного общения с Богом и посещения Его благодати, так что к юности был тверд в вере, всецело избрав для себя монашеское будущее как самый прямой путь к спасению. И в пример всем нам, придя им к спасению.

Кроме уже указанного выше определения, слово «Церковь» употребляется и в других взаимно дополняющихся положительных, а также в одном противопоставляемом им – отрицательном – смыслах.

Так в 3 и 4-м стихах 16-й главы Послания к Римлянам Церковью Христовой именуется христианская семья.

И наш святой (тогда еще Косма) младенцем, отроком и юношей был безупречным – послушным, трудолюбивым, почтительным, кротким и смиренным членом своей малой домашней Церкви – православной христианской семьи Величко. Обратим внимание на отмеченное в его житии сознательное (по заповеди «чти отца твоего») безропотное и добровольное подчинение преподобным воле его отца Кирилла Величко в вопросе удаления Космы на Святую Афонскую Гору. Не один год жизни благочестивого сына заняло терпеливое ожидание одобрения и благословения его родителя, долго не разрешавшего ему это сделать. И мы в наше часто отвергающее домашнюю иерархичность время должны развивать такое же богоугодное послушание младших в семье старшим. Естественно, если старшие учат младших истинам Православной веры и делам веры, показывают им пример жизни по заповедям, а не богоборчески их развращают.

Церковью называется и христианский храм (Евангелие от Матфея глава 24-я стих 1-ый).

И в этом отношении будущий авва Кукша с самого раннего детства всем сердцем полюбил богослужения в своем сельском храме, и стал его ревностным прихожанином. Подобно святителю Николаю Чудотворцу, он старался первым входить в этот благодатный Дом молитвы и исходить из него последним, так дорожил он его святой атмосферой. Житие преподобного повествует о том, как он однажды даже уснул и остался в храме на ночь, утомившись от сосредоточения в церковной молитве, и, всецело в ней умиротворившись. И мы, современные христиане, должны подражать ему в своих обителях и приходах самоотверженным молитвенным деланием и стремлением продлить, а не сократить пребывание в Божием храме, неся личный и совместный с братиями и сестрами во Христе подвиг стояния и трезвения в благоговейной храмовой молитве.

В главе 2-й, стихах 19-м и 21-м Послания святого апостола Иоанна пишется о Церкви как Теле Христовом. И святой Павел среди прочего именует Церковь Телом Христовым в том смысле, что все верующие во Христа являются членами одного Тела, таинственно связанными как друг с другом, так и с главой тела – Господом Иисусом.

Преподобный Кукша всегда, везде и во всем был заметным и важным членом Церковного Тела. И всегда, везде и во всем был гармонично связан с Христом Спасителем как своим и общим Главой, и с другими членами Церкви как единым и безраздельным целым. Страдал со страждущими и радовался с радующимися. Беря на себя по благодати Христовой молитвенную поддержку, прозорливую «разгрузку» отягощенной совести, чудотворное оздоровление и любящее восстановление духовной и телесной жизнедеятельности больных и пострадавших членов единого с Христом и самим преподобным Церковного Тела.

Из книги Деяний Святых апостолов (глава 8-я, стих 1-ый) следует, что Церковь – это еще и общество верующих, объединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Вера святого Кукши была чистой и безупречно православной. Жизнь его действительно выстраивалась по Божиему Закону, ветхозаветному декало́гу и Христовым Заповедям Нового Завета. Он также был наследником святоотеческого духа и исполнителем-продолжателем их нравственно-аскетического учения.

Отправление преподобного 17 июля 1913 года со второй партией изгоняемых с Афона русских иноков, обвиненных в, так называемой, «Афонской смуте» или «имяславии», не бросает на него никакой еретической тени. Кроткий, тогда еще не Кукша, а монах Ксенофонт (Величко) был практиком непрестанной Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», учился ей у известного в среде русских собратий иеросхимонаха Мелхиседека, отшельника скита Пантелеимоновского Русика – Новой Фиваиды, сам стал опытным умным делателем, и по совести не смог дать подписку о неважности Имени «Иисус» и его лишь единственно человеческом измерении. Он творил молитву, очищаясь и освящаясь Иисусовым Именем, стал через нее носителем благодати Святого Духа, и не смел, в угоду церковным чиновникам и не имеющим его опыта молитвы собратиям-монахам, вот так вот взять, подписать «отреченную бумагу», и тем самым от непрелестного своего опыта особо благодатного действия Иисусовой молитвы отказаться, и от Божественного Имени Иисусова как от какого-то пустого, простого, бессодержательного человеческого имени отречься. Уже то, что он попал затем в число братии Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, и был там с любовью принят, а со временем пострижен в схиму и рукоположен в диаконы и пресвитеры, говорит о том, что он еретиком не только сам не был, но и Церковью еретиком не считался.

Преподобный не пропускал Божественных служб, часто исповедовался и причащался, а, став иеромонахом, и сам исповедовал и причащал других, совершал церковные Таинства. Жил ими, служил им и дорожил ими.

Он всецело любил Бога и ближних, свято чтил благодатное священноначалие, дисциплинированно соблюдал исторически сложившуюся церковную иерархичность и, как назидали преподобные Оптинские старцы, никогда «не шел войной на архиереев». У многих из иерархов святой принимал исповеди и откровение помыслов. Для почитающих преподобного архипастырей это упрощалось тем, что старец имел от Господа редкие по силе дары благодатного рассуждения и поразительной прозорливости, которые сочетались в нем с особенными деликатностью, отзывчивостью, любовью, смирением и кротостью.

По апостолу Павлу Церковь – это еще и Матерь верующих, в том смысле, что она рождает чад Божиих через Христа в Святом Духе, подобно тому, как древний Адам через праматерь Еву дал бытие человеческому роду. И святой Кукша преизобильно данными ему Христом Богом дарами Святого Духа приводил людей к вере. Сподоблял в Святых Таинствах Крещения и Миропомазания членства в Святой Православной Церкви, рождая их во Христе. И возрождая их при необходимости как вторым крещением в Таинстве Покаяния.

Наконец, Церковь Христова – это и «церковь наша телесная» – то есть тело каждого христианина.

По свидетельству Священного Писания, Бога можно прославлять не только духом, но и в телах (1 Кор. 6, 20).

У святых святы и душа, и тело. И «Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст, – разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».

И в деяниях Седьмого Вселенского Собора читаем: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых – многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

преподобный кукша одесский
Вот уже двадцать лет в нашем монастырском Успенском соборе находятся мощи святого Кукши, и эти мощи служат залогом присутствия преподобного при богослужении, его участия в наших молитвах и его предстательства перед Богом, подкрепляющего наши молитвы. Подвизаясь непрестанными евангельскими подвигами, он настолько исполнился благодати Святого Духа, что стал храмом (1 Кор. 6, 19; 3, 17), в котором Господь живет своей благодатью и после телесной кончины святого.

Чудотворная сила святых мощей преподобного Кукши подтверждает слова Ефрема Сирина о том, что святые и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа.

Более того, сверхъестественная благодать избирает орудием своих спасительных действий не только сами мощи, но и бывшие на них различные одежды и покровы, саму раку для мощей и даже пыль и прах, окружающие раку. Так что недаром снятые при перемене одежд святых останков преподобного вещи дивно благоухают и тоже благодатно врачуют.

«Бог, – по слову Златоуста, – для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отовсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда».

И действительно, когда мы оказываемся перед мощами преподобного Кукши, святыми останками его тела, в котором вплоть до дня его кончины 24 декабря 1964 года, почти девяносто лет жила его душа, мы испытываем особую близость к этому угоднику Божиему и явно чувствуем его молитвенное о нас предстояние.

Как уже говорилось, в определении слова «церковь» есть еще «церковь» в отрицательном смысле. В качестве смыслового противопоставления Святой Церкви есть еще церковь-общество людей нечестивых по слову псалмопевца Давида: Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду (Пс. 25, 5).

Святой Кукша всегда был чужд по духу таким лукавнующим и нечестивым, но, не гнушаясь ими, из искренних чувств любви Христовой, по данной ему прозорливости протягивал им руку помощи, когда они по-человечески страдали или несли на себе тягости нераскаянной жизни. Так, например, он настоятельно советовал грубившему ему жестокому лагерному охраннику поспешить домой к смертельно больной дочке. А жене и матери расстрелянных за убийства и грабежи возвращавшихся с фронта воинов изуверов-машинистов злополучного для убитых демобилизованных солдат поезда, велел продать и раздать нищим все на крови нажитое, и каяться, живя в выкопанной ей же землянке. Что та, пораженная его прозорливым обличением и сделала.

Сами «лукавнующие и нечестивые» и их богоборческая антицерковь преподобного не любили, не терпели и преследовали. За ним следили, 28 апреля 1938 года арестовали, семь месяцев держали в Киевских застенках, пока 26 ноября Особым совещанием НКВД СССР не осудили как священника – служителя религиозного культа за контрреволюционную деятельность, и отправили до 28 апреля 1943 года в суровые пермские лагеря Усоллага. Там он неделю провел в перевалочном Колпе, год и месяц в Великой Вильге, год и три месяца в Селянке, год и месяц в Новом Аюшево, год и десять месяцев в Аюшево, и последний месяц заключения – снова в пересылочном Колпе. И, кстати, освободили святого из лагеря не 28 апреля, а первого мая, добавив к тому же к лагерному сроку три года ссылки в том же Пермском крае.

Но и после «полного освобождения» в покое святого старца не оставляли. Так что и в Киево-Печерской Лавре его ждали слежка «лукавнующих и нечестивых» сотрудников органов, их претензии, перевод в Почаев. Там тоже – слежка, претензии, перевод в Крещатицкую Иоанно-Богословскую обитель. Затем – общие противоцерковные Хрущевские гонения, перепрофилирование этого Буковинского мужского монастыря в женский. Переезд преподобного Кукши в нашу Одесскую Патриаршую обитель Успения Богородицы. И здесь – присмотр «лукавнующих и нечестивых», запрет общаться с прихожанами и паломниками. Погребение после кончины в ночь на 11/24 декабря 1964 года самым ранним утром, при закрытых монастырских воротах, со стремительным возведением высокого кладбищенского забора! Так велели ненавидящие Бога и верных Его служителей нечестивые люди безбожной церкви – партийных и карательных органов тогдашнего советского общества.

Осмысливая масштаб личности и духовного влияния святого Кукши, а также широту географии его подвижнической деятельности, видим, что преподобный подвизался не только в разных местностях общей с нами Отчизны, но и в различных странах за ее пределами. И во всех этих местах, обителях, городах и весях 50 лет назад оплакивали его кончину, а 20 лет тому назад ликовали, когда после обретения его святых многоцелебных мощей он здесь у нас на радость всему Православному миру был торжественно в лике святых прославлен.

Чем значим для верующих всех перечисленных мест, нас с вами и всей полноты Православной Церкви наш Великий преподобный старец и чудотворец святой Кукша?

Значение преподобного Кукши для истории всех мест его земных подвигов и Истории Православной Церкви велико и крупномасштабно, так как он был драгоценным членом Церкви в качестве ее мирянина, инока, монаха, схимонаха, а затем и в качестве ее клирика – диакона и пресвитера, исповедника веры и мученика, духоносного старца-наставника, прозорливца, чудотворца, целебника, молитвенного ходатая при жизни и за гробом, и остается для нас и потомков образцом в этих служениях своим святым образом и примером.

Святой Кукша спасался через святые Таинства, и укреплял себя практическими подвигами в богочеловеческих добродетелях: в вере, молитве, посте, любви, кротости, милосердии, сострадании, милостыни, исполняясь святостью и на опыте переживая свою личную встречу с Христом Господом как со своим Прообразом. Он отвергся тлена и похотей ветхого человека, воспринял образ Небесного (1 Кор. 15, 49), и, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 2), жизнью во Христе, через уподобление Христу облекся в созданного по Богу нового человека (Еф. 4, 22, 24).

При этом все добродетели преподобного Кукши находились в органической связи, взаимно дополняя друг друга, так что одна добродетель порождала другую.

Первым подвигом святого Кукши на пути приобретения благодатного богоподобия явилась вера во Христа без всяких компромиссов и предосторожностей. Твердо держась этой веры, он поклонялся Христу, любил Его за все, что бы ни случалось в жизни, и служил Ему с полным самоотречением.

Следующими добродетелями преподобного Кукши стали молитва и пост. Они были образом его жизни во всех ее проявлениях, стали душой души подвижника, так как непосредственно соединили его с Христом Спасителем.

Важнейшей добродетелью старца Кукши была христианская любовь, которая не имела у него ни границ, ни меры. Являясь в нем Божественным даром Того, Кто является и называется Любовью, она, подобно солнечному свету, изливалась на всех без разбору. Ведь Сам Всеблагой Бог, хотя и предпочитает по закону подобия грешнику праведника, всем благодетельствует и обо всех промышляет. Любовь Христа всегда всех объемлет, всегда бескорыстна и всегда дает, никогда не требуя и не получая. И святой Кукша в подобной же полноте деятельно переживал эту добродетель.

Другими богочеловеческими добродетелями преподобного были кротость и смиренномудрие. Лишь кроткое сердце может успокоить смущенного и взволнованного человека. И именно кротость в обращении со всеми людьми была характерной чертой нашего подвижника-старца, в каждой своей непрестанной сердечной молитве призывавшего Самого Родоначальника Кротости и Смирения – Господа.

Новой ступенью при восхождении к Богу для святого Кукши явились все переносящее и прощающее долготерпение и выдержка. Только выдержанный и долготерпеливый человек достойно и мужественно терпит зло, не отвечает злом на зло, великодушно прощает хулы и клеветы и нанесенные душевные и телесные раны. Все это – часть Христова, Который, страдая, не угрожал, но предавал все Праведному Судии (1 Пет. 2, 23). Суетный мир не терпит, не переносит христоносных людей, людей выдержки и терпения. Он порочит их и осуждает как лицемеров, ибо не терпит видеть себя ниже их. И наш преподобный был ненавидим, гоним и осужден как достойный священник, а значит, по суетному мирскому разумению, контрреволюционер, противопоставляющийся революционерам своим мирным христианским духом и служением.

Миссия Православной Церкви заключается в том, чтобы учить перечисленным богочеловеческим добродетелям и преподавать душе богоподобные свойства во всей их совокупности. Ведь заповедь Господня «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16) вменяется для всех христиан обязанностью. И в этом заключается спасение души от во зле лежащего грешного мира (1 Ин. 5, 19). Чего сподобился и чему учит нас своей духовной жизнью и подвигами вошедший в славную Историю Православной Церкви, именуемый по Промыслу Господа Одесским, святой преподобный Кукша, прозорливец, чудотворец, целитель и деятельный исповедник истин Христовой веры.

Агапит (Юрков), архим.,

насельник Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.