Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Всякий праздник и всякое деяние Господа нашего Иисуса Христа – нам верным спасение и похвала» – говорит святой преподобный и богоносный отец наш Ефрем Сирин, но « похвала похвал – Крест…
Сколько благ даровал Бог Крестом человеческому роду!
Крест – воскресение мертвых.
Крест – упование христиан…
Крест – сила немощных, врач недужных.
Крест – очищение прокаженных, восстановление сил в расслабленных…».
Вот и сегодня, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры – в самое преполовение Святой четыредесятницы – мы с вами поклоняемся распятому на Кресте Христу.
Сколько знамений было явлено от икон Богородицы с Предвечным Богомладенцем Христом на Ее Пречистых руках! Сколько раз Всемилостивый Спас и Избавительница рода христианского благословляли и укрепляли на брань с нечестивыми богоборцами истинных Своих рабов и даровали христианам славные победы силою Честнаго и Животворящего Креста!
«Это великое предохранение – говорит о Кресте святитель Кирилл Иерусалимский, – потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам… Сим да знаменуемся и да вооружаемся».
Так помолимся же сегодня с особенными усердием и теплотой:
«О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки».
Когда Богородица Мария, в сопровождении святого старца Иосифа Обручника, собственноручно принесла сорокадневного Богомладенца Христа в Иерусалим, чтобы представить Его во Храме пред Господа, святой праведный Симеон взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их праведный Симеон и сказал Марии, Матери Богомладенца: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец…
Сегодня, во вторник крестопоклонной седмицы мы собрались в главном монастырском храме, посвященном Успению Божией Матери и только что молились перед Ее чудотворной иконой «Млекопитательница» с частицами Ризы Господней и Хитона Пречистой Девы Марии. И это естественно располагает нас подробней остановиться на тех словах Симеона Богоприимца, которые он богодухновенно обратил к нашей Небесной Владычице. Святитель Димитрий Ростовский указывает, что оружие неописуемой скорби, связанной с Ее материнским служением Спасителю пронзало душу Богородицы пять раз. Во–первых, тогда, когда Она услышала от Симеона Пророка о будущем немилостивом убиении Своего Сына. Во–вторых, когда позабыла Его двенадцатилетним Отроком в Иерусалимском храме и искала целых три дня. В–третьих, когда узнала о Его аресте и узах. В–четвертых, когда предстояла Кресту Христову на Голгофе. И в–пятых, когда видела Сына Своего полагаемого во Гробе. Так будем же всегда помнить о том, что претерпела Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим, как Матерь нашего Господа. И за что по обетованию Божию Ей открыты помышления всех наших сердец.
Кого только не созерцал своими духовными очами за две недели чудесного пребывания в Небесных обителях Христа ради юродивый Андрей. Но Богородицы там не увидел. Как засвидетельствовал ему о Ней божественный глас, Пречистая Дева в это время пребывала со страждущими людьми на земле. И он же сподобился видеть Ее благодатный Покров над всеми нами во Влахернской церкви.
И не в туне все без исключения поколения христиан молились, молятся и всегда будут молитвенно обращаться к Той, Которой Господом открыты все наши помышления: Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас. Но что же это за семь орудий, которые прободают Царицу Небесную на Ее иконах «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец»? Это наши с вами орудия, это семь наших страстей, семь наших смертных грехов. Так отвратимся же, наконец, от зла и сотворим благо. И будем сыновне и дочерне взывать: Пресвятая Богородице, не остави нас.
И пусть пример Преблагословенной Отроковицы, исполнившей обряд очищения, тогда как Она Единственная из всех зачала безгрешно, плодоносила благодатно и родила чисто, и в отличие от прочих жен, совершенно в нем не нуждалась, заставит каждого из нас очищать себя от всякой скверны плоти и духа, которой мы действительно подвергаемся. Аминь.