Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Если где найдете золотую или серебряную монету с изображением императора Николая II – вставьте в оправу или просверлите вверху дырочку, наденьте цепочку и носите, как святой медальон, вместе с крестом. И если вам кто–нибудь скажет, что царь Николай II–й или кто из членов его семьи жив, не верьте, – все они мученики» – говорил в далеком от нас 1957 году великий прозорливец и чудотворец XX века и наш преподобный отец Кукша Одесский. И вот прошло с тех пор 46 лет, и мы с вами чтим сегодня память святых царственных мучеников: Государя Николая, Государыни Александры, цесаревича Алексия и девственных царских дочерей Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, подло и безжалостно расстрелянных вместе с наиболее преданными им слугами около часа ночи в среду 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома Екатеринбурга.
Несмотря на непрекращающиеся и поныне измышления и клеветы, направленные против светлой памяти царя–мученика Николая, плоды его жизни и царствования, исполненные деятельными проявлениями его живой веры и благочестия, опровергают их.
При его царствовании имел место небывалый прирост населения России – на целых 60 миллионов человек, а в многодетных семьях было в среднем 9 детей. Семьи были крепкими и трудолюбивыми.
Количество церквей умножилось более чем на 10 тысяч. Так что их стало 57 тысяч. Количество монастырей увеличилось более чем на 250. Их стало 1025. По его царевой воле обновлялись древние, закладывались и освящались многие новые храмы. Он жертвовал на их построение свои личные средства. Он посещал храмы и монастыри во всех уголках своей необъятной страны, принося благоговейное поклонение местным святыням – святым мощам и чудотворным иконам. Он участвовал в торжествах–годовщинах в память многих отечественных святых и церковных событий. Он заботился об укреплении Православия в инославных областях, поощряя появление там православных братств.
Святой царь Николай содержал на свои средства десять лучших учеников каждой из православно–татарской школ тогдашней Казанской епархии. Он настоял на выделении Холмской губернии из подвластного ему Польского царства ради ограждения ее многочисленного православного населения от гонений и притеснений со стороны фанатичных католиков.
Он шел впереди Святейшего синода в вопросе канонизации наших великих отечественных святых. Так было в деле прославления святителя Иоасафа Белгородского. Когда Синод счел за благо отложить это торжество, Государь, не согласившись с его доводами, сам назначил его срок. Его же благая воля была проявлена и для прославления святителя Иоанна Тобольского. Благочестие и вера Николая II придавали ему решимость в ускорении канонизации святых, несмотря на препятствия, которые видел Синод во мнениях и колебаниях так называемого образованного общества. Сам же Государь никогда не испытывал страха перед неверующей и непатриотической частью интеллигенции.
Будучи примерным семьянином и милостивым царем, Николай II ценил эти качества и у других. По случаю второго прославления преподобной Анны Кашинской в 1909 году он писал: «В течение своей жизни она была образцом христианской супруги и матери, отличаясь христианской любовью к бедным и несчастным, проявляя искреннее благочестие, мужественно перенося всевозможные испытания».
О преподобной Евфросинии Полоцкой, перенесенной по его указанию в 1910 году из Дальних пещер Киево–Печерской Лавры в основанный ею Полоцкий монастырь, он говорил: «Свято прошедшая поприще, указанное ей Божественным промыслом, да пребудет Святая Княжна для всего Белорусского народа на веки яркою путеводною звездою, указывающей правду Православия».
«Пример его да светит в настоящие и будущие времена» – писал царь Николай о священномученике патриархе Ермогене, почившем в 1612 и прославленном в 1913 году.
Он же дал завет прославить позже в лике святых праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, почившего в 1908 году, когда в своем Рескрипте от 12 января 1909 года писал: «Неисповедимому промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник отец Иоанн Кронштадтский» и предложил совершать ежегодное всенародное молитвенное поминовение отца Иоанна 20 декабря, в день его светлой кончины.
Не только Государь, но и вся его святая семья явились ревностными почитателями преподобного Серафима Саровского, пророчески обещавшего прославить того царя, который прославит «убогого Серахфима». Прославит, несмотря на сопротивление Синода, недовольство маловерных и клевету разнузданной и развращенной прессы, коварно готовящей революционные бури.
100 лет тому назад, вечером 17 июля 1903 года по старому стилю, на торжества прославления этого великого угодника Божия и избранника Богородицы в Саров прибыла вся «царская фамилия». Царь Николай и царица Александра, жаждавшие иметь прямого наследника, горячо молились у мощей преподобного Серафима о даровании им сына. Их молитва была услышана. И в память саровских торжеств после рождения цесаревича Алексия, престол нижней части церкви в Царском Селе, особенно часто посещаемой царской семьей, был освящен во имя преподобного Серафима, а верхняя часть этой церкви была освящена в честь Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери, родовой святыни дома Романовых.
И поныне Феодоровская икона Богородицы почитается православными как имеющая силу вспомоществовать благополучному рождению детей.
В царствование царя–мученика Николая церковная жизнь процветала. Под его высочайшим покровительством продолжало развиваться миссионерское дело, особенно необходимое вследствие разрушительной деятельности всякого рода сектантов, целенаправленно направлявшихся на наши земли из–за границы.
Но вот 85 лет тому назад в глухом подвале дома, специально купленного изуверами на имя некоего инженера Ипатьева, в этой заранее подготовленной западне были злонамеренно убиты и растерзаны ни в чем неповинные Царь Николай, Царица Александра и пятеро их детей – Цесаревич Алексий и Великие Княжны: Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Их убивали одиннадцать человек. Убивали из револьверов и штыком. Было сделано свыше 30 выстрелов. Детей добивали, когда они уже лежали на полу. Больше всех досталось Цесаревичу Алексию.
Тела мучеников вывезли за город, где в заранее намеченном урочище изрубили на части и еще двое суток жгли на костре и растворяли в серной кислоте. Так что от них остались лишь фаланга женского пальца, две частицы кожи и обожженные осколки костей, которые замурованы теперь в храме царственных мучеников в Брюсселе, принадлежащем Русской Зарубежной Церкви.
На южной стене подвала дома Ипатьева одним из изуверов была сделана каббалистическая надпись из четырех знаков, которая возвещала всем посвященным в глубины адского культа о разрушении последнего Православного царства, а для всех нас, людей доброй воли, красноречиво свидетельствует о том, что убийство царственных мучеников имело не политическую, а сатанинскую подоплеку.
Но вспомним, что завещал всем Своим верным рабам Господь Иисус Христос: «Говорю вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12, 4–5).
В Послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II–го и Священного синода Русской Православной Церкви к 75–летию убиения императора Николая II–го и его семьи говорилось: «С сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы вспоминаем скорбную годовщину… Грех цареубийства … будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, … лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!»
Прошло семь лет, за которые Господь явно для всех верных чад Святой Православной Церкви свидетельствовал о святости царственных мучеников. Свидетельствовал множеством совершившихся исцелений и чудес, свидетельствовал мироточением их иконных изображений, свидетельствовал их обновлением и даже нерукотворным написанием.
Несмотря на все это, были и остаются ожесточенными противники прославления царской семьи в лике святых. Но Бог поругаем не бывает! И Юбилейный Освященный Архиерейский собор Русской Православной Церкви, собравшийся в Москве летом 2000 года от Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа единомысленно прославил императора Николая II–го, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских, постановил память им праздновать в день их кончины, писать им иконы, составить и напечатать им службу и жития.
Будем же вместе с вами подражать прославляемым ныне августейшим святым в вере, будем молиться так, как молились они, смиряться так, как они смирялись, и любить так, как они любили – по–христиански. Ибо не было, нет и не будет «больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Что и сделали наши святые царственные мученики, всегда молящиеся за нас. Аминь.