Проповедь
студента II курса Московской Духовной Академии
иеромонаха Агапита (Юркова),
предназначенная для произнесения в Покровском академическом храме
за Божественной Литургией на Крестопоклонной неделе
2 апреля 2000 года.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!
Прошла половина Великой четыредесятницы, минуло три седмицы великопостных трудов и всю эту неделю всем нам предоставляется возможность поклониться Животворящему Кресту. Пройдет еще три недели и мы войдем в поприще Страстной седмицы. Тогда в Евангельских чтениях последовательно раскроется перед нашим мысленным взором единственный и неповторимый подвиг искупления падшего человеческого рода перед лицом Божественной Правды, когда в Жертву приносится воплощенный Сын Божий, добровольно распявшийся за всех нас.
Все промыслительно в этом мире, в нем нет ничего случайного. И если без воли Божией даже волос не падает с головы любого, самого обыкновенного человека, то тем более не случайны все до единого обстоятельства, связанные с Самим Сыном Божиим Подвигоположником нашего спасения богочеловеком Иисусом Христом. Обратим же внимание на то место из Евангелия от Матфея, где говорится о несении Христом Спасителем Своего Креста на Голгофу. «И когда (в претории воины правителя) насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27, 31–32).
В тот день и час на Лобное место близ Иерусалима направлялись три обреченных на крестную смерть человека и каждый из них нес на своих плечах будущее орудие своей собственной мучительной казни. Но только Один из них был освобожден римскими воинами от Своей крестной ноши. Иисус называемый Христом нес на Голгофу несравненно большую – нравственную – тяжесть греха всего человеческого рода. Его Единственного из трех заушали, оплевали, венчали терновым венцом, били тростию и безжалостно бичевали. Ему Единственному шутовски кланялись как Царю и только Его Одного приговорили к смерти не по нормам тогдашнего Римского права, а по беззаконному общему требованию единоплеменников, не узнавших времени посещения своего. Сын Божий как истинный Человек физически изнемог в полученных жестоких увечьях и болезнях. И если разбойники, которых распяли по обе стороны от Христа, несли свои кресты сами, то Крест Христов после Него Самого, следом за Ним понес другой человек. Святой апостол и Евангелист Марк тоже упоминает о нем, говоря: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15, 21).
В этих стихах Евангелия перед нами предстает один из сынов Израиля, по-видимому всем известный в Иерусалиме, который только что трудился на своем поле и на пути домой встретил Господа, идущего «распяться за ны». И именно он, первым из людей, поклонился Кресту Христову, только еще имевшему стать орудием нашего спасения, когда наклонился чтобы принять его на свои плечи; и еще до того как на него вознесли Иисуса Сына Божия, сподобился понести Его Крест.
Человек сотворен Богом, чтобы блаженствовать и царствовать во веки. Поэтому можно сказать, что до грехопадения он был облечен багряницей божественной славы. После того как грех вошел в мир мы совлеклись драгоценной царской одежды благодати Святого Духа и облеклись в кожаные ризы. Жестокие демоны стали уже беспрепятственно уязвлять нас. При совершении над нами Таинства святого крещения мы опять облекаемся в славную багряницу, но, согрешая, опять лишаемся ее и облекаемся в собственные одежды, не имеющие славного царского вида. И каждый из нас должен по слову Спасителя отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним, чтобы распяться миру со всеми его «страстьми и похотьми». И каждый из нас со своего собственного креста славословит или хулит Распятого Бога нашего. Кроме того, все мы должны вкусить смерти. И всех нас за гробом ждет воскресение и вечное воздаяние. А в Царстве Небесном не распятых нет!
Три обреченных на крестную смерть человека несли на своих плечах орудия своей крестной казни, но только Христов Крест лег на плечи идущего с поля домой Симона, само имя которого в переводе с еврейского означает «услышание». Каждый из нас имеет свое поле – широкое поле своей земной деятельности. Каждый из нас имеет свой дом, даже те, кто не имеют где приклонить голову. И дом этот в жизни будущего века. Каждый из нас встречает на пути к нему Господа Иисуса и нет человека, который бы ни разу не встретился с Ним. И, наконец, каждый из нас должен подставить под Его Крест свои плечи и пронести его до конца. И «сим победим».
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Аминь.