В день памяти святителя Афанасия Великого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе Отцы и братия!

Сегодня наша Святая Церковь чтит память одного из самых выдающихся своих святых, имеющего величайшие заслуги в деле утверждения христианской истины в борьбе с еретическими лжеучениями IV века – святителя Афанасия, Александрийского, с полным на то основанием именуемого отцом Православия и Великим.
Главным источником сведений о жизни святителя Афанасия служат его собственные творения и, прежде всего, те, в которых он сам всенародно дает отчет о своей деятельности.
Святой Афанасий родился в Александрии, в греческой семье в последние годы III века и в юности был свидетелем Диоклетианова гонения. На изучение светских наук, на общее образование он, по выражению святителя Григория Богослова, употребил «немного времени». Главное внимание он обратил на изучение Священного Писания, которое знал до тонкости. По выражению того же Святителя, он знал все священные книги так, как другой не знает и одной из них. Неутомимым чтением творений святых отцов и церковных писателей предшествующего времени он развил в себе верное понимание глубочайших истин христианства. Еще в молодости святой Афанасий вступил в близкие личные отношения со святым Антонием Великим и другими подвижниками Египта и Ливии, что удостоверяется начальными словами составленного самим Афанасием жизнеописания преподобного Антония Великого.
На благочестивого юношу обратил внимание Александрийский епископ Александр, который приблизил его, посвятил в диаконы и сделал своим секретарем. В этом звании святой Афанасий сопровождал своего епископа на I Вселенский Собор.
В 328 году по смерти епископа Александра св. Афанасий, несмотря на свою молодость, был избран епископом овдовевшей Александрийской кафедры. При избрании святого Афанасия было проявлено полное единодушие как епископов, так и всей церковной провинции: «Ничего не было сказано против Афанасия…, говорили же о нем все прекрасное, называя его рачительным, благоговейным христианином, одним из подвижников и поистине епископом». Так что очевидно, что позднейшее указание на неправильность избрания святителя Афанасия было одним из приемов борьбы с ним его арианских противников. Избрание его было правильное. Но само собой понятно, что святитель Афанасий не получил голосов сторонников ариан, мелетиан и других неправо верующих раскольников. С этого времени по воле Божественного Промысла судьба Православия теснейшим образом переплетается с судьбой святителя Афанасия, явившегося несокрушимым оплотом Православия в самый опасный для него период арианских смут, когда арианство грозило подавить Православие силой и выставляло себя представителем всего Востока. Так как святой Афанасий был наиболее сильным противником и обличителем ариан, то на него обрушилась вся их ярость. За свое долголетнее епископское служение святитель Афанасий подвергался пятикратному изгнанию из Александрии – первому при святом Константине Великом, когда он с 335 по 337 годы находился в Трире, второму (с 339 по 346 годы, когда он был в Риме) и третьему (в 356–362 годах, когда пребывал в Фиваидской пустыне среди иноков) при Констанции, четвертому (с 362 по 364 годы, тоже проведенном им в Фиваиде) при Юлиане и пятому (в 365–366 годах, был неподалеку от Александрии) при Валенте. Посвященный в епископский сан в возрасте 30 лет, он мирно скончался в Александрии 2 мая 373 года, пройдя тяжелый путь непрерывных преследований и страданий. Незадолго до своей кончины он рукоположил преемником себе епископа Петра.
Великий александрийский учитель оставался до конца жизни защитником никейского исповедания и почитаемым вождем православных Востока. Он восстал против стремления заменить никейский Символ исповеданием, составленным в Аримине, созвав в 368 или 369 году собор, и, написав «Послание к епископам африканским». По его настоянию Римский епископ Дамас, после низложения защитников Ария Валента и Урсакия, выступил против известного арианина Медиоланского епископа Авксентия. К нему с доверием и почтением обращался святитель Василий Великий, когда решил войти в общение с Западом в целях утверждения православия на Востоке. Святитель Афанасий, со своей стороны, относился к святому Василию с почтением и любовью и писал в защиту его послание к монахам, которые соблазнялись его благоразумной осторожностью.
Святитель Григорий Назианзин произнес в его память свое славное похвальное слово, а святитель Василий Великий обращался к нему, как к «Самуилу Церкви», созерцающему «умом своим… где что ни делается», после чего святитель Афанасий стал уже посмертно пользоваться безусловным благоговением со стороны всех последующих христиан.
Это был человек глубоко религиозного духа. Вера вдохновляла и озаряла всю его жизнь. Главным свойством его ума была подвижность, его деятельности – умеренность, его характера – мужество, его религии – верность. Он был, как говорит святитель Григорий, разнообразен в своих способах, единичен в своих целях. Его энергия возбуждала даже беспечных, и его уравновешенная мудрость сдерживала склонных к излишеству. Для заблуждения он был не только как бы мечом, но также и как бы очищающей веялкой. Его влияние было не только подобно ударам победителя, но также и подобно дыханию животворящего духа.
Мощи святителя Афанасия находятся в одном из католических храмов Венеции.
Святой Афанасий Александрийский совершал великое служение на пользу Церкви не только неустанной борьбой за истину Православия в течение всего своего продолжительного епископства, которое доставило ему почитание и благоговейное изумление, как современников, так и последующих поколений всего христианского мира, но и своими многочисленными литературными трудами. Их множество, но стоит особо упомянуть его «Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святителем Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах», – вероятно, к западным монахам Италии и Галии в ответ на выраженное ими желание узнать, как блаженный Антоний начал аскетические подвиги, кем он раньше был, как он окончил свою жизнь и верны ли распространенные сказания о нем. Святитель Афанасий с юных лет лично знал святого Антония и стоял близко к нему, поэтому мог писать на основании собственных воспоминаний. Однако он не дает жизнеописания, а показывает в патриархе отшельников образец христианского совершенства, кратко излагает его аскетическое учение и повествует о его борьбе с демонами. Святитель Григорий Богослов говорит, что святой Афанасий, описывая деяния божественного Антония, обнародовал в форме истории правила религиозной жизни. А блаженный Августин свидетельствует о себе, что это жизнеописание способствовало его обращению от рассеянной жизни. Святитель Иоанн Златоуст советует читать жизнь Антония каждому, какого бы состояния ни был. Это его произведение имело большой успех и распространило идеи египетского монашества на Востоке и на Западе. Временем составления его одни считают 3-е изгнание святителя. Еще при жизни святого Афанасия это Житие переведено было на латинский язык и на сирийский языки. И как на Востоке, так и на Западе оказало сильное влияние на христиан, вызвав настоящую аскетическую увлеченность. О принадлежности этого произведения святителю Афанасию говорят: святые Василий Великий, Григорий Богослов, Ефрем Сирин, блаженный Иероним и другие церковные писатели. Выраженное в ней учение о вере и ее действиях, о демонах, о методах борьбы с арианами, цитирование библейских книг и прочее обнаруживают ее теснейшее родство с другими произведениями св.ятителя Афанасия, о которых мы сейчас говорить не будем.
В излагаемом им учении о Боге святитель Афанасий говорит о противоположности Творца и твари. Лишь только одному Богу может принадлежать самобытность и вечность, лишь Он только может быть назван подлинно Сущим. В противоположность Божественному бытию тварь, вызванная творческим актом из ничтожества, без поддержки Божественной силы снова может погрузиться в бездну небытия. Ее существование определяется лишь причастностью Божественному Слову. Поэтому весь мир отражает в себе Божественный образ. И Бог открывается в единстве и стройности мира.
По свидетельству святителя Григория Богослова, в учении о Духе Святом «Афанасий первый и один или с весьма немногими дерзнул стать за истину ясно и открыто, на письме исповедав единое Божество и единую сущность Трех…» И действительно, учение о Святом Духе раскрыто у святителя Афанасия с исключительной четкостью и силой.
Изложенное учение святителя Афанасия о Святой Троице кратко можно выразить следующими его словами: «Итак, есть святая и совершенная Троица, познаваемая во Отце и Сыне и Святом Духе, не имеющая ничего чуждого или приданного извне, не из Зиждителя и твари составляемая, но всецело творящая и зиждительная. Она подобна самой Себе, нераздельна по естеству, и едино Ее действо. Ибо Отец творит все Словом в Духе Святом. Так соблюдается единство Святой Троицы. Так проповедуется в Церкви един Бог, Иже над всеми и чрез всех и во всех (Ефес. 4, 6), – над всеми, как Отец, начало и источник, чрез всех – Словом, во всех же – в Духе Святом. Троица же не по имени только и образу выражения, но и в самой истинности и существенности есть Троица, ибо как Отец есть Сый, так Сый есть и над всеми Бог – Слово Его и Дух Святой не чужд бытия, но истинно существует и пребывает. И вселенская Церковь ничего не убавляет из сего мудрствования… и не примышляет ничего большего, чтобы не вринуться в языческое многобожие».
Помолимся же празднуемому ныне Великому Афанасию, чтобы Господь сохранил нас от отпадения от истины Святого Православия и даровал нам силы и разум изучать, проникаться и сохранять неизменным то вероучительное сокровище, которое Бог Троица даровал нам через наших далеких по времени, но бесконечно близких по духу Великих святителей и учителей, первым из которых по праву остается сам святой Афанасий. Аминь.